Условные обозначения монетных дворов и медальеров

А. Шишкин

Среди добавочных элементов монетного типа1 особое место занимают условные обозначения монетных дворов, чиновников ответственных за качество монеты и медальеров. 

Сводных работ по расшифровкам этих обозначений на русском языке пока нет. Известны книга Шликейзена и Пальмана «Объяснение сокращений на монетах нового времени, средних веков и древности» [6]2 и «Словарь медальеров» Форрера [7]. Первая охватывает материал только до 80-х годов XIX века, вторая – до 20-х годов XX века, но обе эти работы у нас чрезвычайно редки и практически недоступны широкому кругу коллекционеров-нумизматов. 

Некоторые данные встречаются в монографиях, описывающих монеты отдельных государств. «Всеобъемлющие» иностранные каталоги, например «Каталог монет современного мира» Иомена [2], очень мало уделяют внимания расшифровке сокращений и условных обозначений. 

Настоящая статья не является исчерпывающим справочником. Автор предлагает коллекционерам-нумизматам небольшое практическое пособие для их исследовательской работы. Автор сознает при этом, что по отдельным государствам излагаемый материал может оказаться недостаточно полным и будет благодарен читателям за все поправки, дополнения и критические замечания. 

Хронологические рамки статьи ограничены в основном отрезком времени от 60-70-х годов прошлого века до наших дней. Рассматриваемый период характерен тем, что концентрация производства, присущая эпохе империализма, наложила свой отпечаток и на монетное дело. 

Чеканка монет сосредоточивается на немногих, но крупных и оснащенных специальной техникой предприятиях, в основном, на государственных монетных дворах. Новая техника позволяет повысить качество монет и стандартизировать их. Многообразие внешних различий, характерное для монет эпохи феодализма, сводится к машинному однообразию, когда многие выпуски можно различить лишь по условным знакам монетных дворов и личным знакам медальеров. Обзор целесообразно начать с монет нашего отечества, а затем рассмотреть иностранные монеты.


  1 Под монетным типом понимается совокупность изображений и надписей на лицевой или оборотной стороне монеты.

  2 Здесь и далее цифры в квадратах скобках обозначают ссылки на источники. 


Бельгийские монеты выпущены Брюссельским монетным двором, который до 1964 г. не ставил обозначения места выпуска, а только фамилии медальеров — авто¬ров проектов монет.

С 1964 г. этот монетный двор стал ставить СРОЙ условный знак «голова ангела» (№ 1) 9, который он применял на монетах еще в XVI, XVII и XVIII столетиях.

На бельгийских монетах встречаются следующие фамилии медальеров:

LEOP. WIENER — Леопольд Винер,
CHARLES WIENER — Шарль Винер,
Е. DEVAUX — Дево,
BRAEMT F, — Жозеф Пьер Бремт 10 (буква F означает fecit — сделал, .изготовил),
A. MICHAUX — Альфонс Мишо,
G. DEVRESE или G. D. — Годефруа Деврезе,
BONNETAIN или А. В. — Арман Боннетэн,
WISSAERT — Виссер,
A. EVR — Александр Эверер (Evererts),
О. JESPERS — Оскар Жеспер,
Е. WIJNANTS — Эрнест Вийнант,
PAU — Марсель По.

 

Автором монеты 25 сантимов 1964 г. является медальер Раф Мелле (Raf Mailleux).

Брюссельский монетный двор довольно широко выпускал монету и по заказам других государств. На отчеканенных им румынских монетах 1881 —1885 гг. ставилась буква «В.» (Bruxelles).


Здесь и далее цифры в скобках обозначают номера рисунков ня таблице, помещенной в конце статьи.

10 Тип монет, изготовленных Бремтом еще в середине прошлого столетня, окпз.'!.'1ся настолько устойчивым, что надолго пережил своего автора, умершего в 1SG4 г., л монеты выпускались с обозначением его фамилии до 1909 г.

На австрийских монетах обозначения монетных дворов ставились только до 60-70-х годов XIX века.

А — Вена до 1872 г.
В — Кремница до 1868 г.7
Е или G.Y.F. — Карлсбург в 1868-1871 гг.8
М — Милан до 1859 г.
V — Венеция до 1866 г.

После 1872 г. Венский монетный двор не ставит обозначений на выпускаемых им австрийских монетах, а Кремницский с 1868 г. выпускает монеты для Венгрии, обоз¬начая их буквами «К. В.» — Kormorz Ваnуа — венгерское название города Кремницы.

Милан и Венеция отошли от Австрии ко вновь образовавшемуся Итальянскому государству.

Известные австрийские медальеры готовили проекты монет. В период империи это были Антон Шарф '(Anton Scharff, Фридрих Лейзек (Friedrich Leisek), Стефан Шварц (Stephan Schwartz) и др., а в Австрийской республике — Генрих Цита (Heinrich Zita), Арнольд Хартинг (Arnold Hartier) и работающие до настоящего времени Эдвин Гринауер (Edwin Grienauer), Вельц (Welz), Норц (Norz) и Бодлак (Bodlak).

Австрийские медальеры обычно указывали на монетах свою полную фамилию и лишь мелкие бронзовые монеты (например, гроши 20—30-х годов XX в.) Генрих Цита подписывал инициалами «Н. Z.».


7 Кремница — город в Банско-Быстрицкой области в Словакии (Чехословакия).

8 Карлсбург — в настоящее время Алба Юлия — город в области Хунедоара в Ру¬- мынии. «G.V.F.» — начальные буквы венгерского названия этого города Gyula Fehervar.

На территории Прибалтики до Великой Октябрьской социалистической революции находились в обращении русские монеты.

После того как в 1918 г. интервенты установили в Латвии, Литве и Эстонии антинародный, реакционный, буржуазный режим и были созданы самостоятельные государственные образования, на территории каждого из них в период времени до 1940 г. были выпущены собственные монеты.

Буржуазная Латвия своего монетного двора не имела. Монеты, проекты которых выполнил график Рихард Зариньш (R. Zarrins), заказывались:

— эмиссия 1922 г. частной швейцарской фирме «Братья Угвенин и К°» (Huguenin freres) в Ле-Локле, кантон Невшатель;

— серебряные монеты последующих эмиссий на государственном монетном дворе в Лондоне, а бронзовые — в Бирмингеме фирме «Imperial chemical Industries Ltd at Kings Norton».

Буржуазная Литва также не имела монетного двора. Серебряные монеты чека¬нил Лондонский монетный двор, а бронзовые — указанная выше фирма в Бирмингеме.

Памятные монеты с Витовтом, Басанавичусом и посвященные 20-летию буржуаз¬ной Литвы сделаны по образцам литовского скульптора Юзаса Зикараса. На 5 литах 1936 г. есть и инициалы этого художника, буквы «J. Z.».

Эмиссия 1922 г. монет буржуазной Эстонии была выполнена фирмой Гирш! (Hirsch) в Берлине, но в 1923 г. в Таллине был открыт Государственный печатный двор, производивший чеканку монет и печатание бумажных денежных знаков.

Эстонские монеты были выпущены по проектам художников Елизаветы Розен-дорф, Г. Вестенберга и академика Гюнтера Рейндорфа. Все монеты гравировал Карл Таель (Долл), и только штемпель для 20 сентов 1935 г. выполнил Эвальд Мариот.

На эстонских монетах, как правило, нет фамилий их авторов, и только на 25 сентах 1928 г. встречаются буквы «Т. К», принадлежащие директору печатного двора в Таллине Теодору Кяярик. Перейдем к рассмотрению иностранных монет.

После закрытия монетных дворов в Варшаве (1864 г.) и Екатеринбурге (1876 г.) единственным местом чеканки русской монеты остался Петербургский монетный двор, обозначавший всю выпускаемую им монету буквами С.П.Б. (Санкт-Петербург) 3.

С 1915 г. на русских монетах вообще не ставилось обозначение монетного двора. так как Петербург в начале 1-й мировой войны был переименован в Петроград, а ставить буквенное обозначение единственного в России монетного двора было признано излишним [11].

В 1896—l899 гг. часть рублей и полтинников была заказана за границей. На гуртовой надписи этих монет одна звездочка указывает, что монета чеканена в Париже, а две звездочки — в Брюсселе.

В 1916 г. часть русской биллоновой монеты (10 и 15 коп.) была отчеканена на монетном дворе в Осака (Япония), но по внешнему виду она не отличается от петро градской, так как «вся оснастка для нее... была изготовлена... на Петроградском монетном дворе» [12].

На золотых и серебряных монетах, выпушенных Петербургским монетным двором в рассматриваемый период, встречаются следующие 'инициалы начальников монетных отделений 4:

 

Н. I. — Николай Иосса (Iocca) 1848—1877 гг.
Н. Ф. — Николай Фоллендорф 1864—1882 гг.
Д. С. — Дмитрий Сабанеев 1882—1883 гг
А. Г. — Аполлон Грасгоф 1883—1899 гг.
Э, Б. — Эликум Бабаянц 1899 1899 (в этом году он временно ис-
полнял должность начальника отде-ления).
Ф. 3. — Феликс Залеман 1899—1901 гг.
A. Р. — Александр Редько 1901—1905 гг.
Э. Б. — Эликум Бабаянц 1906—1913 гг.
B. С. — Виктор Смирнов 1913—1917 гг.

Инициалы медальеров имеются только на четырех русских дореволюционных монетах:

Л. Ш.— Леопольд Штейнман — на коронационном рубле Алек-
сандра III 1883 г.
А. Г. — Авраам Грилихес

— на пятирублевке 1889 г., на руб-
ле 1898 г. с памятником Алек-сандру II и на рубле 1912 г. с па-мятником Александру III.

 

Известны также фамилии авторов других юбилейных рублей, на которых и инициалов медальеров:

М. А. Скуднов   — рубль 1912 г. в память столет
Отечественной войны:
А. Ф. Васютинский — рубль 1913 г. в память 300-лет Дома Романовых (лицевая сторона выполнена Васютинским по медали М. Керзина);
П. Г. Стадницкий — рубль 1914 г. в память 200-лет Гангутской победы [12].

По некоторым данным портрет Александра III на монетах, чеканенных в его царствование, гравировал упоминавшийся выше Авраам Грилихес.


Петроградский монетный двор в первые годы после его восстановления выпускал советские рубли и полтинники также с инициалами лиц, отвечавших за качество монет:

А. Г. — Артур Гартман   1921—.1922 гг.
П. Л.— Петр Латышев  1924—1927 гг.

 

Часть полтинников с датой 1924 г. была заказана советским правительством в Англии (в Лондоне и Бирмингеме), на них имеются инициалы начальника монетного отделения «Т. Р.» (Томас Рос) или «Ф. Р.» (Фома Рос) 5.

Отметим, что на металлических бонах, выпускавшихся в 1918 г. в Армавире, также есть инициалы изготовившего штемпеля гравера «I. S.» — И. Задлер 6.

 


3 В пределах бывшей Российской империи существовал еще монетный двор в Гельсингфо
(Хельсинки), но он выпускал специальные монеты для Финляндии, которые будут рассмотрены в разделе финляндских монет.

4 Монетные отделения на русских монетных дворах официально нл.швллпсь монетные

5 На этих редко встречающихся полтинниках не буква «Ф», а «фитп» старого русского-алфавита.

6 О. В е р о и с н к о. Боны Армавира. «Советский коллекционер», вып. 3, М,, 1965, стр. 94