Железнодорожные жетоны дореволюционной России

Железнодорожная символика в нагрудных знаках наградной системы Российской империи

В статье анализируется символика наградных знаков связанных со сферой железнодорожного транспорта в наградной системе Российской империи; вы — делены служебные должностные знаки, членские – удостоверяющие принад- лежность к союзам и обществам, памятные знаки, посвященные знаменательным событиям, академические – для выпускников учебных заведе — ний, настольные медали и сувенирные знаки с железнодорожной символикой. Наибольший интерес представляют данные о жетонах, посвященных открытию новых участков и железнодорожных линий.

The article is devoted to the breast signs symbolism, connected with railway transport sphere in the Russian Empire rewarding system; official symbols, member — ship symbols – identifying the essential quality to the unions and societies, memora — ble symbols, devoted to significant events, academic – for graduates of educational institutions, reference medals and souvenir signs with railway symbolism are marked out. The information about tokens, devoted to the discovery of new sections and rail — way lines calls the greatest interest.

Ключевые слова: наградная система Российской империи, символика, жетон, орден, медаль, социальный статус, сановники, фалеристика, социаль — ное служение, ювелирные фирмы, железнодорожная фалеристика, проба, клеймо.

Key words: the Russian Empire rewarding system; symbolism; a token; an or — der; a medal; social status; dignitaries; faleristics; social service; jeweller’s firms; rail — way faleristics; a hall-mark; a brand.

Награды как составная часть государственной символики, как особый культурный феномен интересует историков, музейных ра — ботников, искусствоведов, дизайнеров, коллекционеров и т. д. На — грады дают представление о культурных традициях, на базе которых они возникали, ярких исторических событиях и судьбах лю — дей, являются важным фактором развития патриотических настрое — ний и усиления нравственных позиций граждан.

 

Награды во все времена играли большую роль для общества и государства. В русле развития государственной символики Россий — ской империи находилось учреждение отечественных орденов, ме — далей и знаков, которые стали основой наградной системы европейского типа. Становление наградной системы было направ — лено на развитие стимулов гражданской и военной службы и со — ставляет важную страницу истории нашего Отечества.

В основе российской наградной системы – отечественные тра- диции награждения за верную службу, что явилось эффективным инструментом регулирования государственной службы, и распро — странялось практически на все народы, населявшие страну, а также иностранцев.

Изучение наградной системы и отдельных видов наград проис- ходит в рамках специальной исторической дисциплины – фалери — стики (от греческого phalara, латинского phalerae – металлические украшения). Фалеристика изучает историю орденов, медалей, зна — ков отличия, значков и жетонов, наградные документы и наградную

статистику, нагрудные знаки определенного исторического периода, что помогает в исследовании важных событий и фактов, способст — вует расширению и углублению знаний о различных областях жизни общества. Иерархия наград, их значимость для государства и от — дельного человека включает: государственные ордена и медали; нагрудные знаки, значки, в том числе служебные, почётные, юби — лейные, памятные, ведомственные и общественных организаций, об окончании учебных заведений и т. д.

Наградным знакам, становлению и функционированию наград — ной системы посвящены общие работы по истории орденов, меда — лей и знаков отличия Российского государства [2, 3, 11, 12]. В работах по фалеристике и справочной литературе представлены

фотографии, рисунки и описание, статистические данные и коллек — ционные характеристики наградных знаков [1, 4, 5, 7, 8, 10]. Замет- ный вклад в железнодорожную фалеристику вносит труд В. П. Лапина [9]. В нем представлена наградная символика железных дорог с периода становления отечественного железнодорожного транспорта до настоящего времени. В исследовании даются сведе- ния о наградных знаках, которые подносились именитым сановни — кам, удачливым финансистам или высокопоставленным работникам управления дорогами, а также дарились железнодорожным служа — щим от товарищей и сослуживцев. Содержатся данные о материале и способе их изготовления известными ювелирными фирмами; представлены документы, фотокопии приказов, рапортов, служеб — ных отношений, удостоверений и т. п. [9].

Достижения фалеристики в исследовании эволюции внешнего вида наград, деятельности государственных учреждений по созда-

 

нию документов, раскрывающих обстоятельства учреждения, изго — товления и бытования наград, механизм принятия решений о на — граждениях, рассмотрения наградных списков, а также их роль в социальном служении являются важным историческим источником.

История российских нагрудных знаков начинает свои отсчет со знаков отличия за беспорочную службу Высочайше утвержденных в

1827 г. Развитие системы российских нагрудных знаков проходило неравномерно: на первом этапе – с 1827 по 1866 гг. было утвержде — но всего несколько знаков; в 1866–1867 гг. была утверждена группа так называемых «академических» знаков, присваиваемых офице — рам, оканчивавшим различные военные академии. Начиная с

90-х гг. XIX в. количество утверждаемых знаков быстро возрастало. Общее число знаков Российской империи к октябрю 1917 г. превы — шало 1000 наименований.

Необходимо отметить, что эти знаки являлись не только эле- ментами различия, носимыми на форменной или особо оговоренной форме одежды, но в большинстве случаев отражали высокую зна-

чимость знака как награды или отличия, что сыграло не последнюю роль и в оформлении внешнего вида нагрудных знаков. Недаром лучшие художественно-ювелирные силы России старались внести свою лепту в разработку и изготовление российских нагрудных зна — ков. Ведущие российские ювелирные фирмы и мастера участвовали в разработке и производстве знаков. Результатом этих усилий стало появление таких нагрудных знаков, которые смело можно отнести к разряду высокохудожественных образцов ювелирного искусства России конца XIX – начала XX в.

Система российских нагрудных знаков охватывала практически все сферы российской жизни: государственную службу, обществен- но-благотворительные организации, союзы, комитеты, ученые об-

щества, общины сестер милосердия, практически все высшие учебные заведения империи. Также существовало большое количе — ство так называемых особых, или памятных нагрудных знаков: ко — ронационных, юбилейных, реформенных и т. д.

Начальный этап формирования наградной системы и ее оформление происходит в XVIII в. Основу наград России в это вре — мя составляют ордена, медали и другие императорские пожалова — ния. Однако система орденов не могла охватить масштаб всех заслуг перед отечеством. Для особого выделения и поощрения бо — лее широких слоев общества в XIX в. вводится наградной или должностной знак.

Преимущества знаков в первую очередь стали очевидными при определении и выделении отличия должностных лиц. Отличитель-

ные знаки в виде нагрудных блях стали вводиться в государствен-

ных министерствах и ведомствах, для придания значимости

 

чиновникам, выполнявшим публичные действия. Примером могут служить учрежденные должностные знаки служащих Управления перевозки почт, для служащих Министерства внутренних дел: для приставов, околоточных и др.

Рис. 1. Нагрудная бляха служащего Управления перевозки почт. Неизвестный мастер. Желтый металл

В середине XIX в. знак становится средством наглядной демон- страции успехов и побед России. Знак начинает широко использо — ваться в качестве дара на определенные события. Одним из первых явилось награждение в 1842 г. императором Николаем I гарнизона г. Бранденбурга, специальным знаком «В память 25-летия шефства над Первым Бранденбургским полком». Знак был изготовлен по за — казу российского монарха и выполнен в серебре берлинским масте — ром К. Фишером [11, с. 331–332].

В середине XIX в. сложилась практика обращений к верховной власти с просьбами об учреждении, прежде всего, воинских знаков, что было связано с большим престижем воинской службы по срав-

нению с гражданской.

Инициатива награждения исходила от главы ведомства. При существовавшей тенденции распространить пожалования на раз — личные категории населения существовал четкий дифференциро — ванный подход. Сложилось определенное соответствие величины награды социальному и служебному положению награждаемого, его статусу, чину. В то же время при достаточно четком порядке уста — новления знаков правила награждения не были законодательно оформлены. При отсутствии законодательно утвержденных уставов и каких-либо положений о знаках все награждения зависели исклю — чительно от авторитарного решения, когда могли не только отме — чать особые заслуги по службе, но и личную преданность. Обращаясь к практике награждений середины XIX в., надо констати-

ровать отсутствие наградных документов, что связано с распро-

странением устных распоряжений для награждения лиц.

 

Система наградных и должностных знаков получает дальней — шее развитие во второй половине XIX в. При императоре Александ — ре II разрабатывались четкие правила получения знака. Это изменило наградную систему Российской империи и расширило круг людей, которые могли за свои заслуги и усердие в государственной службе получить соответствующее поощрение. Произошло значи- тельное расширение социальных групп, награждаемых знаками. На — ряду с государственными служащими разного уровня получить признание, отмеченное нагрудным знаком, могли деятели россий — ской науки и культуры.

Наградная деятельность государства в XIX в. становится мощ-

ным рычагом кадровой политики и государственного управления разных уровней. В этот период устанавливается четкий порядок представления к наградным и должностным знакам, разрабатыва — ется документирование наградной практики, обязательное указание на индивидуальные заслуги человека в той или иной сфере. На — градная система приобретает четкую организацию, а также проис- ходит выравнивание поощрения государством гражданских лиц в соотношении с военными.

Важное место в наградной системе второй половины XIX в. за- няли знаки выпускников высших учебных заведений. Они разраба — тывались индивидуально под каждое учебное заведение в соответствии с его статусом и профилем. Так, нагрудный знак об окончании Института инженеров путей сообщения (рис. 2) был ут — вержден Министерством путей сообщения Российской Империи

18 июня 1866 г.

Рис. 2. Знак об окончании Института инженеров путей сообщения.

Неизвестная мастерская. Желтый металл, золочение.

Вес 26,29 гр. Размер 57х45 мм

 

Особый раздел российской фалеристики составляют памятные жетоны. Жетоны как отличительные знаки появились еще в XVIII в. и выпускались в честь значимых событий, таких как коронация ново — го монарха, победы российской армии и флота. Во второй половине XIX в. процедура выдачи жетонов в русле развития всей наградной системы была строго документирована. Сами жетоны получили официальное деление на государственные и частные. Примером государственного может служить жетон «На коронацию Александра II», выпущенный в 1856 г. (рис. 3).

Рис. 3. Жетон «На коронацию Александра II».

Санкт-Петербургский монетный двор. Серебро

Важным решением по упорядочению наградной системы и но- вовведением в практике пожалований знаками к концу XIX в. стало формирование стройной структуры должностных и наградных зна — ков различных ведомств. Показательным примером внутриведомст — венной регламентации наград является система поощрений, внедряемая Министерством путей сообщения России.

Предметы железнодорожной фалеристики включают различные

разделы: служебные, указывающие на принадлежность их владель — ца к железнодорожному ведомству или конкретным железнодорож — ным организациям; характеризующие должностное положение проводников, кочегаров и других низших категорий железнодорож — ных служащих, изготовленные, как правило, из меди, латуни; член — ские знаки, удостоверяющие принадлежность к профессиональному и творческому союзам, клубам, обществам; памятные знаки, посвя — щённые знаменательным событиям, датам и юбилеям; академиче — ские знаки, свидетельствующие об окончании железнодорожных учебных заведений; настольные медали, выпускаемые в память о событиях, связанных с железнодорожным транспортом; сувенирные значки с изображением станцийвокзалов, мостов, исторических

 

мест, символизирующих проведение съездов, конференций, выста — вок и других мероприятий, связанных с жизнедеятельностью желез- нодорожного транспорта.

В Петербургском институте инженеров путей сообщения к

100-летию вуза были выпущены серебряные жетоны (рис. 4), кото — рые могли носить преподаватели, студенты и выпускники. На лице — вой стороне размещался вензель Александра I – создателя этого учебного заведения, увенчанный короной. На обратной стороне же — тона был помещен символ ведомства путей сообщения, юбилейные даты вуза, а также изображение лягушки – негласного символа сту — дентов-путейцев. В верхней части значок имел цепочку – его можно было носить как брелок или прикреплять к пуговице.

Рис. 4. Юбилейный жетон на 100-летие Петербургского института инженеров путей сообщения. Санкт-Петербург. Серебро

Знаки железнодорожной фалеристики являются истинными ми- ниатюрными памятниками истории и культуры. В отличие от госу — дарственных орденов и медалей эти простые, неброские на вид изделия являются подлинными, неопровержимыми свидетелями яр — ких исторических событий. На них, как правило, имеется текст, ука — заны даты, а иногда увековечены даже целые художественные композиции отдельных конкретных событий, в честь которых они были учреждены. Они занимают на различных этапах развития каж — дый свое место и являют собой целую летопись истории нашего го — сударства.

Весьма оригинальное художественное решение использовалось при создании жетона в память сооружения Олонецкой железной до — роги (рис. 5), который был учрежден Акционерным обществом Оло-

нецкой железной дороги, осуществившим строительство этой линии. Жетон изготавливался из серебра в виде среза древесного ствола хвойных пород. На лицевой стороне изображен герб Олонецкой гу — бернии. Данный жетон принадлежал А. А. Гулевичу, о чем свиде — тельствует имеющаяся на нем надпись. На жетоне присутствует год

 

основания Акционерного общества Олонецкой железной дороги, созданного 1 апреля 1913 г. Жетон выдавался в специальной короб — ке фирмы «А. Тилландер». Олонецкая железная дорога протяжен — ностью 280 км, построенная в 1914–1916 гг., соединила Санкт- Петербург с Петрозаводском.

Рис. 5. Жетон в память сооружения Олонецкой железной дороги.

Санкт-Петербург. Изготовитель фирма «А. Тилландер».

Серебро, эмаль, позолота. Вес 18,42 г. Размер 30х35 мм

 

 
 

Информационной лаконичностью отличается жетон Общества Верхне-Волжской железной дороги (рис. 6), которая была построена в 1914 г. Эта железнодорожная линия соединила станцию Берен- деево Северных железных дорог со станцией Завидово Николаев — ской железной дороги и проходила через города Переславль — Залесский, Калязин. Далее от Калязина до г. Углич была построена линия протяженностью около 310 км.

Рис. 6. Жетон Общества Верхне-Волжской железной дороги.

Частная мастерская. Золото, эмаль. Размер 42,4 х 25 мм. Вес 9,6 г

 

Изображение родового герба на жетоне Общества Мальцовской железной дороги (рис. 7) показывает ее принадлежность семейству Мальцовых. Мальцовская частная железная дорога была построена в 1877–1881 гг. по инициативе русского промышленника Сергея Ивановича Мальцо́ва. Всё необходимое оборудование выпускалось на его заводах, а обслуживающий персонал набирался из местных крестьян. Мальцовская железная дорога соединяла станции Радица и Бытоши. Она была основной транспортной магистралью, обслу — живавшей «Мальцовский заводской округ» на границе Орловской, Смоленской и Калужской губерний.

Рис. 7. Жетон Общества Мальцовской железной дороги. Санкт-Петербург, частная мастерская. Золото, эмаль. Размер 33 х 27,5 мм. Вес 15,3 г

Частные железные дороги Грязи-Царицынская и Козлово- Воронежско-Ростовская 1 августа 1893 г. были объединены с госу — дарственными Орловско-Грязинской и Ливонской железными доро — гами под управлением Акционерного общества Юго-Восточных железных дорог. Они проходили по территории Воронежской, Ор — ловской, Тульской, Тамбовской, Саратовской, Царицынской, Курской губерний и Области войска Донского. На жетоне (рис. 8) присутству — ет изображение гербов этих территорий. Сеть этих дорог связывала Донецкий угольный бассейн с Центрально-промышленным районом, Поволжьем и Сибирью. На 1913 г. протяженность линий Юго — Восточных железных дорог составляла 3252 версты. Золотой жетон Акционерного общества Юго-Восточных железных дорог давал пра — во его владельцу на бесплатный проезд по этой магистрали в ваго — нах первого класса.

 

Рис. 8. Жетон акционерного общества Юго-Восточных железных дорог.

Санкт-Петербург, частная мастерская. Золото, эмаль.

Размер 45 х 34 мм. Вес 11,8 г

Летящий паровоз – олицетворяет железнодорожную символику на жетоне Общества Аккерманской железной дороги (рис. 8), кото — рая начала функционировать в 1913 г. Она соединяла города Ак — керман и Кишинев.

Рис. 9. Жетон Общества Аккерманской железной дороги. Санкт-Петербург, частная мастерская. Золото, эмаль. Размер 32,9 х 27,9 мм. Вес 12,3 г

Жетон Общества Черноморской железной дороги (рис. 10) не- сет картографическое изображение территории, по которой она проходила. Черноморская железная дорога – это условное название пути, построенного в 1908–1917 гг. и шедшего по берегу Черного моря от Туапсе до Адлера. Эта линия являлась частью Северо — Кавказской железной дороги. Учредителями общества Черномор-

 

ской железной дороги в 1912 г. стали Н. Н. Перцов, А. И. Путилов и С. С. Хрулев. В 1914 г. были начаты строительные работы, но в свя — зи с началом Первой мировой войны строительство велось значи — тельно медленнее, чем было намечено. Весной 1917 г. была предпринята попытка активизировать строительные работы. Специ — альное совещание под председательством товарища министра пу — тей сообщения решило разобрать рельсы на некоторых линиях других железных дорог (Рязанско-Уральской, Владикавказской, Мос — ковско-Виндавской, Армавир-Туапсинской) для переброски их на Черноморскую дорогу. Кроме того, было решено прекратить строи — тельство Батум-Трапезундской железной дороги, а ее средства пе — редать Черноморской дороге. Полностью план строительства Черноморской железной дороги был реализован только в 1943–

1944 гг. в условиях Великой Отечественной войны.

Рис. 10. Жетон Общества Черноморской железной дороги.

Частная мастерская. Золото, эмаль.

Размер 34,2 х 24,2 мм. Вес 10,6 г

Жетон Общества Ачинск-Минусинской железной дороги (рис. 11) содержит изображение герба Енисейской губернии и транспортную символику (перекрещенные топор и якорь). Ачинск- Минусинская железная дорога, построенная Акционерным общест — вом в 1911 г., стала частью Великого сибирского пути, входила в сеть железных дорог, соединявших европейскую часть России с Уралом и Сибирью. В 1918 г. эта железнодорожная линия вошла в состав Томской железной дороги.

 

Рис. 11. Жетон Общества Ачинск-Минусинской железной дороги.

Частная мастерская. Золото, серебро, эмаль. Размер 34,2 х 23,8 мм. Вес 10,8 г

Жетон Общества Кольчугинской железной дороги, изготовлен- ный в виде куска угля с золотыми деталями – гербом Томской гу — бернии и железнодорожной символикой (рис. 12), несет в своем изображении главное предназначение дороги – связать рельсовым путем угольные районы с промышленными. Кольчугинская железная дорога – это железнодорожный путь от станции Юрга до Кузнецка — Сибирского. Она обеспечивала доставку сырья с Кольчугинских ка — менноугольных копей. Дорога сооружалась на средства Общества Кольчугинской железной дороги, в которое входили промышленники

– владельцы угледобывающих предприятий. Строительство желез- ной дороги было начато в 1913 г. Окончание строительства желез — нодорожной линии в 1925 г. совпало с ее присоединением к Западно-Сибирской железнодорожной магистрали.

Рис. 12. Жетон Общества Кольчугинской железной дороги.

Частная мастерская. Серебро, золото, эмаль.

Размер 33,5 х 17,5 мм. Вес 20,4 г

 

Изображение сельскохозяйственной символики на жетоне Об- щества Кулундинской железной дороги показывает ее предназначе — ние, как основной транспортной артерии для перевозки произведенных в крае сельскохозяйственных продуктов. Железная дорога была построена в 1917 г., а в 1918 г. вместе с Кольчугинской и Ачинск–Минусинской железными дорогами была включена в сеть Томской железной дороги.

Рис. 13. Жетон Общества Кулундинской железной дороги.

Санкт-Петербург, частная мастерская.

Золото, серебро, эмаль. Размер 36,5 х 33,1 мм. Вес 11,2 г

Жетон Общества Токмакской железной дороги в оформлении содержит гербы Таврической и Екатеринославской губерний и эма — левое изображение движущегося паровоза рис. 14). На оборотной стороне жетона имя, отчество и фамилия его владельца Никифора Андреевича Шарапова. Токмакская железная дорога, построенная в

1914 г. на средства одноименного акционерного общества, соеди — нила станции Цареконстантиновка и Фёдоровка на юге Российской империи. Одним из ключевых пунктов этой линии стала станция Большой Токмак, соединявшаяся подъездными путями со станцией Пришиб на железнодорожной магистрали Харьков – Севастополь.

 

Рис. 14. Жетон Общества Токмакской железной дороги. Санкт-Петербург, частная мастерская. Золото, серебро, эмаль. Размер 53,2 х 25 мм. Вес 23,3 г

Созданное русским промышленником и финансистом Алексеем Ивановичем Путиловым в 1909 г. Акционерное общество Троицкой железной дороги (рис. 15) своей задачей ставило соединить города Троицк и Кустанай с Самаро-Златоустовской железной дорогой для обеспечения вывоза зерна и сельскохозяйственных продуктов с территории этого края. Железнодорожную линию от Троицка довели до ст. Полетаево Самаро-Златоустовской железной дороги. Управ — ление железной дороги находилось в Санкт-Петербурге. В строй линия Троицк–Кустанай вошла в 1913 г.

Рис. 15. Жетон Троицкой железной дороги, выданный А. И. Путилову в 1910 г. Санкт-Петербург. Золото, серебро, эмаль. Размер 25х40 мм

 

К концу XIX в. сложилась процедура учреждения и изготовления знаков и жетонов. Вначале на общем собрании обсуждалась идея учреждения знака, затем сами же инициаторы разрабатывали рису — нок. При этом, как правило, объявлялся конкурс. Нагрудные знаки, награды исторически выполнялись в соответствии с канонами ге — ральдики. Рисунки предлагаемых знаков отличались большой ори — гинальностью и разнообразием. Их авторы стремились использовать элементы, напоминавшие о железнодорожных симво — лах, в знаки включались элементы лавровых и дубовых ветвей, кре — сты, короны, двуглавые орлы, вензелевые изображения, имена, названия ведомств и даты. В знаках преобладала белая, синяя, красная и зеленая эмали, это цвета, соответствовавшие раскраске государственного флага и железнодорожного ведомства.

Победивший на конкурсе рисунок и проект положения о знаке представлялись на высочайшее утверждение. Процедура утвер — ждения знака заключалась в начертании на рисунке резолюции:

«Согласен!». При этом каких-либо дополнительных документов не

требовалось. Необходимое число знаков заказывали у ювелиров. Официальные же нагрудные знаки вводились приказами, в которых указывалось не только положение о знаке, но и правила его ношения.

Некоторые нагрудные знаки были номерными, т. е. на их обо- ротной стороне гравировался номер, соответствовавший списку, по которому вручались знаки. При этом строго соблюдалось старшин — ство чинов. Часто на знаке гравировали фамилию владельца и дату вручения. Иногда аналогичная гравировка выполнялась в порядке частной инициативы. Поскольку знаки изготавливались в различных мастерских и разными мастерами, то одни и те же знаки могли от — личаться либо тончайшей работой и великолепными эмалями, либо представлять собой более упрощенный вариант.

Нагрудные знаки составляют самостоятельный и интересней — ший исторический пласт российской истории. Несмотря на большое количество различных наград, нагрудные знаки весьма редки, а многие из них не обнаружены и не представлены в собраниях музе — ев и частных коллекциях. Во-первых, тиражи знаков были невелики, что объясняется высокими требованиями к выслуге лет, необходи — мыми для получения знака. Во-вторых, в России было небольшое количество выпускников, отмечаемых знаками учебных заведений, особенно это относится к офицерским классам, школам и курсам. В-третьих, необходимо учитывать, что ввиду присутствия на боль — шинстве знаков элементов и символов самодержавия – вензелей, корон, двуглавых орлов, «несоответствующих надписей», хранение этих вещей в советский период было крайне опасным, а практически

незаконным, что и привело к их уничтожению.

 

Поскольку большинство знаков изготавливалось из драгоцен- ных металлов, то с течением времени их подавляющая часть была переплавлена. Очень малая часть, оставшаяся в неприкосновенно — сти, хранилась в семьях. Часть знаков была вывезена за пределы России в процессе эмиграции. Этим объясняется, что число самых

«распространенных» знаков не превышает 200–250 штук. А менее

«распространенные» знаки в хорошем состоянии, в «родных» ко- робках вообще являются очень редкими и в полном смысле слова раритетными [9, 11].

Памятные знаки условно делят на две части: наградные и ин- формационные. Наградные знаки – это воплощение моральных стимулов, предназначенных для поощрения. Иначе говоря, они яв — ляются одним из компонентов воспитания субъектов на положи — тельном примере.

Информационные знаки более точно выражают и дополняют функции форменной одежды, уточняя ее назначение. Эти знаки от — ражают служебное положение железнодорожников, их права, обя-

занности и статус.

История железнодорожных нагрудных знаков и жетонов скла- дывалась на основе лучших традиций российской наградной систе — мы.

Материал взят из: Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина № 2 Том 4. История