Патина. Степень сохранности и состояния монет, медалей.

Состояния монет, которые испытали на себе различные воздействия окружающей среды

 

Не маловажным фактором, кроме износа и качества изготовления, являющихся основой всех стандартных градаций, необходимо также учитывать химическое или механическое воздействие, которому подвергалась монета в процессе обращения. По большей части, нижеприведенные примеры описывают недостатки монет, которые образовались от пребывания в земле или соприкосновения с руками коллекционеров, кладоискателей, археологов, реставраторов, таможенников и т.д.

 

Осторожная очистка может улучшить состояние, но всегда при этом существует опасность полностью погубить монету. В аукционных каталогах после описания монеты очень часто встречается именно характеристика состояния поверхности монеты и патины на этой поверхности. Экземпляры медно-бронзовых номиналов без патины оцениваются существенно ниже аналогичных монет, имеющих патину. Особенно красивая патина может существенно увеличить цену монеты, являясь помимо прочего и дополнительным подтверждением подлинности данного экземпляра.

 

Рассмотрим на примерах наиболее часто встречающиеся в каталогах характеристики состояния монет, которые испытали на себе различные воздействия окружающей среды, зачастую крайне враждебные.

 

Потемневшая серебряная монета.
Серебряная монета может иметь темный тон, который многие коллекционеры склонны предпочитать более яркому серебру. Этот тон либо натуральный, образовавшийся под воздействием времени.

 

Радужный окрас.
Серебряные монеты также могут иметь многоцветные оттенки, которые вызваны химическим воздействием различных веществ. Если радужная патина имеет естественное происхождение, то монета ценится выше (может стоить в несколько раз дороже белой монеты аналогичного сохрана.

 

Абсолютно очищенная монета.
Многие недавно найденные монеты имеют совершенно чистые поверхности. Некоторые монеты при чистке повреждаются, некоторые очищены вполне профессионально. Особенно это касается серебряных монет, которые травят слабыми растворами кислот. Недостатком подобных действий, помимо вероятности испортить монету, является и то, что при травлении с поверхности монеты наряду с грязью сходят и так называемые "признаки подлинности", например соединения сернистого серебра. Поэтому опытные реставраторы предпочитают оставлять на свободном месте монетного поля или гурте небольшой кусок неочищенной поверхности для подтверждения подлинности данного экземпляра.

 

Зеленая патина.
Патина на этой монете ровная и плотная, она бывает самых разных цветов, но зеленая самая распространенная среди них.

 

Оливковая патина.
Зеленая патина через ряд оттенков может переходить из светло-оливкого в почти черный цвет.

 

Черная патина.
Черная патина очень широко распространена и выглядит на монете гораздо лучше, чем на фотографии.

 

Красная патина.
Красная патина обычно встречается в виде пятен на монетах с патиной других цветов. Но иногда она покрывает достаточно большую площадь, чтобы классифицироваться отдельно.

 

Голубая патина.
Голубой, в хорошем смысле этого слова, или синий - цвет для патины более редкий, однако, встречающийся. Возможно, что определенный тип почвы имеет тенденцию создавать свой же определенный цвет патины. В результате этого в одной местности обычно находят монеты с одним цветом патины, но редко с разными.

 

Землистая патина.
Патина может комбинироваться с плотным земляным отложением, что создает привлекательный контраст. Это похоже на эффект, создаваемый полным стиранием патины с верхних точек монеты. Такая патина характерна для монет южных провинций Римской империи.

 

Контрастная поверхность.
Этот тон, контрастирующий с патиной, появился в результате износа патины в верхних точках поверхности так, что даже затронут металл. Монета на примере имеет утерянные выступающие точки на портрете.

 

Плотная патина.
Плотная патина ценится нумизматами, но когда ее слишком много, под толстым слоем теряются мелкие детали.

 

Выщербленная патина.
Плотная патина может быть разрушена по краям сколами или потертостями. Коллекционеры предпочитают патину твердую и устойчивую, потому что через такие сколы на поверхности монеты может начаться процесс коррозии, и монета быстро погибнет.

 

Патина пятнами.
Если патина покрывает монету не равномерно, а кусками, то это может выглядеть хуже, чем отсутствие патины вообще. Такие монеты необходимо стараться дочистить полностью, соблюдая известную аккуратность.

 

Вторичная патина.
Монеты, лишенные патины, со временем, при правильном хранении, начинают покрываться вторичной патиной коричневого цвета, так называемой "шоколадной". Некоторые экземпляры, благодаря такой патине, очень красиво выглядят.

 

Остатки серебрения.
Монеты, которые изначально были покрыты лишь тонким слоем серебра, находясь в обращении, быстро теряют часть серебряного слоя. Поверхность монеты при этом выглядит пестро и не аккуратно, поэтому многие коллекционеры предпочитают полностью тонировать такие монеты до черного цвета при помощи соединений серы.

 

Пористая поверхность.
Монеты без патины на поверхности могут иметь плотную или пористую поверхность. Пористая поверхность обычна для монет, найденных в реках, или является результатом грубой химической очистки. Некоторые поздние эллинистические монеты или монеты римских провинций уже изначально чеканились в таком плохом состоянии, которое являлось следствием неправильного содержания лигатуры в сплаве.

 

Частично изрытая поверхность.
Пористая поверхность может быть не на всей монете, а только на какой-то ее части. Замечательно, когда остаются не затронутыми самые важные части монеты, например портрет. Так на изображенной монете утеряно большая часть второстепенных деталей на монетном поле в нижней части левой половины монеты.

 

Шероховатая и пятнистая поверхность.
Неровные, пятнистые и безобразные поверхности, испортившие внешний вид многих монет, получаются нередко от неправильной чистки монет.

 

Сильно изрытая кавернами поверхность.
Коррозия сильно изрыла и тяжело изуродовала большую часть поверхности. Такая безобразная коррозия характерна для монет первого века, изготовленных из латуни и аурихалка.

 

Механически обработанная поверхность.
На этой монете демонстрируется удаление "больного" металла механическими инструментами, скорее всего резцом. В результате получилась очень плохая монета с глубокими кавернами.

 

Неестественно блестящая поверхность.
Ясно, что представленная монета была полирована, возможно, даже "отреставрирована" с восстановлением утраченных деталей, скорее всего резцом по металлу. Если монета чистится и реставрируется, то детали должны относиться именно к этой монете. Юлия Домна, переделанная в Манлию Скантиллу, представляет собой подделку, даже если результат работы хороший. Особенно отмечу, что серьезные коллекционеры никогда не берут "дорезанные" монеты, какими бы красивыми они после этого не были.

 

Фальшивая реставрация.
Это не просто подделка, это плохая подделка, потому что рассчитана на коллекционера, еще не читавшего ни одного каталога.

 

Треснувшая монета.
Трещины способны окончательно погубить монету.

 

Обломанный край.
У большинства античных монет несколько неровные края, обусловленные низким качеством монетных заготовок, но обламывание может случиться из-за трещин, сразу же после того, как монета покинула монетный двор. Это повреждение может быть как античным, так и результатом современной плохой очистки или небрежного хранения.

 

Царапанная поверхность.
Монеты, находящиеся в обращении, покрываются тонкими царапинами, которые обычно незаметны, если их не так много.

 

Проверочный удар.
Иногда монеты проверяли из сплошного ли они металла или нет.

 

Обрезанная монета.
Тонкий фланец серебряных монет Древнего Рима часто обрезался по краям личностями, создававшими личный запас драгоценного металла. Несмотря на незаконность, эта практика была очень обширна, так что многие монеты дошли до нас с полностью утраченной легендой. Ясно, что это снижает ценность монеты для коллекционера и отрицательно сказывается на продажной стоимости.

 

Бывшее ювелирное украшение.
Многие золотые монеты использовались в качестве ювелирных украшений и на них видны отметины от удаленных выступов или отверстия.

Патина на монетах

 

Изысканным словом «патина» (итал. patina) нумизматы называют обычное окисление поверхности монеты. С точки зрения химика, красивый налет на медных или серебряных монетах ничем не отличается от ржавчины на железе. Но именно патина придает старинной монете особое очарование, свидетельствует о ее подлинности и делает монету по-настоящему уникальной. Патина - это результат старения монеты, но старения в хороших условиях. Красивая патина говорит о том, что монета хранилась бережно и правильно, что перед вами монета-аристократка.

Патина ни в коем случае не портит металл, а скорее предохраняет его от дальнейшего окисления. Подлинная патина придает изделиям вид окислившейся, потемневшей от времени поверхности - «благородная патина». Например, на античных монетах патина считается красивой и ценной, ее наличие считается одним из критериев подлинности монеты.
Некоторые коллекционеры боятся монет с патиной, но такие опасения неразумны. Это естественно, что старинные монеты, особенно серебряные, со временем приобретают тон различной степени выраженности и оттенков. Это одна из самых прекрасных особенностей старинных монет, которая отличает их от монет современных.

7783235.jpg

20 копеек 1914 года с патиной и без неё

 

Патина - это плёнка или налёт, различных оттенков, образующаяся на поверхности металлических предметов под воздействием атмосферных факторов, солей и кислот при естественном или искусственном старении. Иногда патиной называют пленки оксидов на поверхности металлов, а также пленки или слои, возникающие со временем на поверхности камня, например мрамора, или деревянных предметов. Однако в данном случае речь пойдет о монетной патине. Не всякая патина считается привлекательной. Если патина, например, легла неровными пятнами или полосами, то монета считается пострадавшей от внешней среды. Различают два вида патины: искусственную и естественную (натуральную или природную).
Хотя на Западе различают множество разновидностей патины: дикая патина, пулевая (цвет изменяется от периферии монеты к ее центру), радужная патина (с множеством цветов), переливчатая (сверкающая, цвета варьируются в зависимости от угла обзора). Такие монеты оцениваются дороже, что и стимулирует умельцев наводить патину искусственно, обманывая коллекционеров. Неприятна фальшивая патина еще и тем, что под ней могут скрываться следы более серьезного «лечения» монеты - царапины от неправильной чистки, контактные повреждения и даже запаянные отверстия и трещины.

 

Натуральная патина образуется в течение долгого времени под действием химических веществ, которые в микроскопических количествах присутствуют в атмосфере. Чаще всего это разные соединения, имеющие в основе серу. Разные металлы покрываются патиной по-разному. Некоторые коллекционеры утверждают, что, например, серебряные монеты вообще не подвержены окислению. Но это не совсем так. Просто если монета хранится в стабильной среде, например в герметичном футляре, то металл «вберет» все доступные в этой среде соединения серы, и на этом окисление, а значит, и образование патины, прекратится. Иногда серебряная монета своей патиной обязана металлу, входящему в ее сплав, например меди. Патина на американских серебряных монетах отличается от патины на серебре английском.
Натуральная патина образуется быстрее в теплом и влажном климате (близость моря, например, ускорит образование патины). Но иногда патина появляется еще быстрее, в историческом масштабе - практически молниеносно. Мастера придавать «убитым» монетам пристойный вид, а также наводить патину искусственно зовутся «монетными докторами».

 

Искусственная патина - налёт, образующийся на поверхности памятников или декоративных изделий вследствие нанесения специальных веществ (специальных составов, обычно содержащих некоторые кислоты и окислители). Искусственная патина всегда считается существенным недостатком монеты.
Патинирование (оксидирование) - это процесс искусственного окрашивания поверхностей изделий из цветных металлов для достижения «эффекта старины» на изделиях.
Искусственной патина считается, если налицо попытка создать ее за короткое время. Способов патинирования множество: запекание монеты в духовке (иногда внутри картофелины), обжигание паяльной лампой, выдерживание в закрытой посуде с измельченными спичечными головками (такие монеты специфически пахнут), окуривание сигаретным дымом, вымачивание или нанесение тонким слоем кислот, отбеливателей и содержащих серу химикатов. Есть и другие не совсем честные технологии, на реализацию которых требуется времени побольше: выдерживание монеты под солнечными лучами на подоконнике или дубовых досках (аналог «кабинетной патины»*), завертывание в копировальную бумагу или попросту запечатывание в обычный конверт с высоким содержанием серы.
Чаще патину наводят с помощью «домашних рецептов». Как правило, их пускают в ход, чтобы заретушировать результаты чистки монеты. Например, на медных монетах патину получают путем вымачивания в нагретом до 80 градусов растворе дистиллированной воды, медного купороса и марганцовокислого калия. Чаще всего в монету под струей воды втирают небольшое количество серной мази, после чего смывают остатки мази раствором средства для мытья посуды.
Все эти процедуры могут поправить внешний вид монеты, но в лучшем случае ничего не прибавят к ее стоимости.

 

Цвет патины

 

Золото, наименее химически активный металл, сохраняет свой изначальный вид. Но те золотые монеты, которые изготовлены с добавлением меди или серебра, могут иметь патину глубокого оранжевого цвета. Некоторые золотые монеты приобретают светло-коричневые или темно-оранжевые точки или прожилки, называемые медными или углеродными пятнами (хотя углерод не имеет никакого отношения к их образованию). Они могут быть вызваны медью, плохо размешанной в сплаве, соединениями, содержащимися в воздухе, или тем, что кто-то просто подышал или чихнул на монету. Если медные пятна не бросаются в глаза и не портят вида монеты, они не снижают ее стоимость. Золотые монеты, имеющие патину с «облачным» эффектом, обычно патинированы искусственно.

7768899.jpg

Медная монета с патиной

7758659.jpg

Серебро с глубокой патиной

Цвет патины зависит так же от толщины и древности окислившейся пленки. Ранняя патина на серебре имеет желтый цвет, впоследствии переходящий в лилово-красный и только позже — в зеленовато-голубой и черный. Таким образом, цвет патины на серебряной монете, может изменяться от переливчатых оттенков желтого, малинового, бирюзового, вплоть до черного. Монеты разных типов покрываются патиной по-разному, в зависимости от того, каким образом они были изготовлены. Например, на характер патины влияет концентрация кислоты, которой монеты обрабатывали на Монетном дворе. А еще совокупность самых различных факторов: трогали ли монеты засаленными пальцами, в футляре из какого материала хранили, при какой влажности и т.д. Хотя чаще всего патина на серебре — результат реакции с серой, серебро также реагирует и с другими веществами из окружающей среды. Например, с хлоридами, содержащимися в почве, что проявляется в непривлекательных серых и черных пятнах. Они слегка выступают над поверхностью монеты. Образуется так называемое «роговое серебро».
Коричневая или черная патина на меди вызвана оксидом меди, зеленая - сульфатами или сульфидами меди. «Бронзовая болезнь», которая проявляется мучнистыми зелеными или зелено-голубыми пятнами, состоит из хлорида меди и соляной кислоты и может вовсе уничтожить поверхность монеты. «Болезнь» заразна, и пораженные ею монеты следует хранить отдельно от всех прочих.
Старинные бронзовые монеты могут иметь красивую «земляную» или «песчаную» патину. Этот налет песочно-бежевого цвета появляется благодаря микроскопическим крупинкам соли кремниевой кислоты, которые содержатся в песке или песчаной почве.
Серебро с глубокой патиной
Серебро с глубокой патиной
Красивое малахитовое или синевато-зеленое окрашивание, которым обладают древние медные, латунные и бронзовые изделия, произошло под влиянием очень продолжительного воздействия на них или влажной атмосферы или почвы, в которой они находились. Химическое исследование показало, что причина этой патины заключается в образовании на поверхности цветных металлов более или менее толстого слоя углекислой меди, т.е. той самой соли меди, из которой состоит малахит - Patina antica. Настоящая патина тождественна с малахитом не только по составу, но и по виду.
Никель, как правило, покрывается патиной незначительной, легкой, дымчато-серой, хотя иногда она имеет бледно-голубой или слегка золотистый оттенок. Никелевые монеты могут окраситься из-за соединений ПВХ при хранении в виниловых холдерах. Радужная патина на никеле, с множеством переходящих друг в друга цветов, скорее всего, искусственного происхождения.
Алюминиевые монеты Британии, как и большинства других стран, приобретают тусклую, непривлекательную патину серого цвета.

 

Как распознать поддельную патину

 

Наиболее характерные признаки искусственной патины таковы:

- округлые пятна патины в результате того, что используемый краситель ложился неровно, наплывами;
- цвета переходят друг в друга в неправильной последовательности. На монетах с натуральной патиной последовательность такова: сначала желтый, потом красно-лиловый, потом зелено-голубой;
- патина локализована на поверхности монеты, не имеет глубины и не погружена в металл;
- патина лежит поверх царапин или других отметин;
- патина проявляется только на выступающих частях монеты и отсутствует в углублениях;
- нелепые цвета на серебряных монетах — хаки, тыквенно-оранжевый и бледно-голубой. Монета не должна напоминать своим цветом ни солдатскую форму, ни яйца дрозда.

 

*Примечание:
Понятие «кабинетная патина» - российский вклад в нумизматический лексикон. Сегодня, используя это словосочетание, дилеры имеют в виду, что монета хранилась в помещении, в коллекции, а не была извлечена из земли кладоискателями.
Но на самом деле «кабинетная патина» - понятие более узкое. «Кабинетами» в царской России называли специальные шкафчики для хранения и презентации монет. Изготавливались они из ценных пород дерева и отделывались бархатом. «Кабинет» должен был быть под стать коллекции, и ее владельцу, поскольку свидетельствовал о высоком статусе и хорошем вкусе. Кстати, монеты медные, дешевые или плохо сохранившиеся, как правило, не могут иметь настоящей «кабинетной патины», потому что слабую монету никто не стал бы хранить в своем кабинете красного дерева, а уж тем более демонстрировать друзьям-дворянам. Патина образовывалась под действием испарений древесины и лаков, которыми покрывались шкафчики-кабинеты. Кстати, современные монеты, скорее всего, не порадуют наших потомков изысканной патиной, потому что нынешние способы хранения коллекционных монет исключают возможность окисления.
За рубежом термин «кабинетная патина» используется крайне редко. Чаще можно встретить словосочетание «кабинетный износ» — это значит, что на монете есть мельчайшие повреждения на высоких точках рельефа от неграмотного хранения в составе коллекции.




Степени сохранности монет

 

Многие отдельные продавцы, иногда путают степень сохранности монет! И так, вашему вниманию:

Степени сохранности монет

 

Для определения коллекционной стоимости монет существенное значение имеет сохранность монеты и ее редкость.

Poor - не идентифицируется, монета не поддается определению;
Fair - почти не идентифицируется;
AG (almost good) - почти хорошее;
(good) - хорошее (G-4, 6);
VG (very good) - очень хорошее;
F (fine) - отличное;
VF (very fine) - совсем отличное;
XF (extremely fine) - превосходное;
AU (almost uncirculated) - почти необращавшиеся;
UNC (uncirculated или mint state) - необращавшиеся;

 

UNC

 

Монеты высшей степени сохранности, не имеющие механических повреждений и дефектов чеканки.

 

Монеты необращавшиеся (англ.: "uncirculated"; нем.: "praegefrisch" и "bankfrisch"). Это монеты, которые не находились в свободном обращении и поэтому не имеют повреждений, связанных с обращением. Они могут иметь технологические повреждения (видимые невооруженным глазом очень мелкие царапины, заусеницы, насечки), образованные от ударов монет друг о друга при выбросе в автоматические накопители станков, при пропускании через скоростные автоматические машины пересчета, при насыпании в мешки навалом и при внутрицеховых и складских перемещениях в этих мешках как на монетных дворах, так и в хранилищах при подготовке их к выпуску в обращение. Монеты этого качества, как правило, имеют свежий матовый металлический блеск по всей поверхности.
Специалисты по шкале Шелдона в зависимости от наличия и значительности этих недостатков различают одиннадцать мелких градаций данного состояния от MS 60 до MS 70. Термин MS (сокращение от «mint state»), используемый специалистами по шкале Шелдона, является синонимом понятия Uncirculated.

 

AU

 

Монеты не бывшие в обращении, допускаются небольшие дефекты чеканки (непрочеканы, отслоения, смещения штемпеля, небольшие царапины и т. п.)

 

Англ.: About Uncirculated, иногда используют Almost Uncirculated. Монеты практически не имеют износа, а лишь незначительные потертости самых высоких частей рельефа. Большая часть чеканного блеска присутствует, в том числе и на открытых поверхностях. Дефекты монетного кружка (заготовки) а так-же приобретённые дефекты соответствуют этой оценке.
По системе Шелдона, как правило, различают четыре градации состояния About Uncirculated: AU 50, AU 53, AU 55 и AU 58.

 

XF

 

Исключительно хорошая сохранность (англ.: "extremly fine"; нем.: "vorzueglich erhalten"). Относятся к монетам, находившимся в обращении очень короткое время. Помимо обычных технологических повреждений, упомянутых выше, эти монеты имеют различимые невооруженным глазом легкие потертости незначительных по площади самых высоких участков рельефа. Контуры рисунков контрастны, все мельчайшие детали рельефа сохранены. Свежий металлический блеск на большей части поверхности монеты отсутствует. Глубоких царапин и других серьезных дефектов нет.
Обычно на таких монетах хорошо различимо не менее 90 — 95 % мелких деталей. Специалисты по системе Шелдона делят монеты в таком состоянии на две градации: XF 40 и XF 45.

 

VF

 

Очень хорошая сохранность (англ.: "very fine"; нем.: "sehr schon erhalten"). В отличие от предыдущих степеней качества, монеты этой категории находились в обращении более продолжительное время. Монеты имеют заметные потертости всех выступающих участков рельефа, самые мелкие детали рельефа уже повреждены, но еще отличимы, контуры рисунков еще довольно резкие, общий вид монеты хороший. Свежего металлического блеска нет даже на отдельных участках. Как и в предыдущих категориях, допустимы мелкие царапины, насечки и заусеницы.
Как правило, хорошо различимо лишь порядка 75 % деталей рисунка. По шкале Шелдона монеты такой сохранности делят на следующие категории: VF 20, VF 25, VF 30, VF 35.

 

F

 

Хорошая сохранность (англ.: "fine"; нем.: " schen erhalten"). Относится к монетам, находящимся в обращении значительное время и имеющим заметные потертости по всей поверхности. Отдельные мелкие детали рельефа стерты полностью, однако рельеф и надписи легко различимы. Контуры рельефа уже потеряли резкость. Допускаются легкие царапины и другие повреждения, несколько серьезнее обычных технологических повреждений.
Обычно различимо приблизительно 50 % оригинальных деталей рисунка монеты. Специалисты по Шелдоновской системе выделяют два состояния: F 12 и F 15.

 

VG

 

Весьма удовлетворительная сохранность (англ.: "Very good"; нем.: "sehr gut erhalten"). Относится к монетам со значительными потертостями всей поверхности. Остались различимыми лишь крупные детали рисунков, мелкие фрагменты декоративной орнаментовки: колосья, листья растений, точки, звездочки и проч. - стерлись почти полностью. Возможны значительные царапины, насечки, зазубрины.
сохраняется лишь около 25 % от первоначальных элементов рисунка монеты. По шкале Шелдона выделяются состояния VG 8 и VG 10.

 

G

 

Удовлетворительная сохранность (англ.: " good"; нем.: "gut erhalten"). Относится к монетам, на которых остались различимы только основные контуры рисунков. Надпись и дата выпуска трудно различимы.
В соответствии с системой Шелдона различаются две степени этого состояния — G 4 и G 6.

 

Таблица об основных степенях сохранности монет по международным стандартам и терминологии 70-балльной системы Шелдона

 

Международные градации-----------Обозначения по системе Шелдона------------Российские обозначения
Uncirculated------------------------MS 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70------------Превосходное
About Uncirculated------------------------------AU 50, 53, 55, 58---------------------------Почти превосходное
Extremely Fine------------------------------------------XF 40, 45------------------------------------Отличное
Very Fine----------------------------------------------VF 20, 25, 30, 35--------------------------Очень хорошее
Fine--------------------------------------------------------F 12, 15--------------------------------------Хорошее
Very Good------------------------------------------------VG 8, 10--------------------------------Удовлетворительное
Good--------------------------------------------------------G 4, 6----------------------------------------Слабое


 

Можно различать несколько типов качества чеканки монет.

По особенностям технологического процесса чеканки, коллекционные монеты делятся на две основные группы: исполненные в обычном или улучшенном качестве — «анциркулейтед»; и исполненные в качестве «пруф».

 

- Анциркулейтед (англ. uncirculated, АНЦ/UNC) — монеты самого обычного качества. Если производство монет высокоавтоматизированное, и тиражи многомиллионные, то обычно используют такой способ чекана монет, при котором нет цели добиться зеркальных поверхностей (а их на такой монете действительно нет), и сам рисунок имеет одинаковую с полем монеты поверхностную структуру. Рисунки на реверсах таких монет обычно не очень сложные, без особо мелких деталей, чтобы использовать штемпель для чекана как можно большего количества монет.
- Бриллиант-анциркулейтед (англ. brilliant uncirculated, Б-АНЦ, BUNC). Такие монеты имеют улучшенное качество чекана, имеют более ровную блестящую поверхность, что достигается путём более тщательного подбора способа изготовления штемпелей и заготовок монет. При изготовлении таких монет обычно стараются оградить монету от всяческих повреждений, включая возможные царапины при выбросе готовой монеты из станка.
- Пруф (англ. proof). Это наивысшее качество изготовления монет. При таком способе чекана достигается ровная зеркальная поверхность поля. В свою очередь рисунок монеты обычно делается матовым, чтобы больше контрастировать с полем. Чекан производится хорошо подготовленными и тщательно полированными штемпелями на таких же полированных заготовках для монет. Для предотвращения такого брака монеты как «непрочекан», который наиболее явно виден на монетах качества пруф, штемпель ударяет по заготовке не один а два раза. При этом улучшается видимость мельчайших деталей монеты. Обычно такие монеты сразу упаковывают в капсулы, либо запаивают в прозрачный пластик, чтобы сразу оградить их от любых внешних воздействий на поверхность.
- Пруф-лайк (англ. proof-like) — близкое в пруф качество чеканки. Это обозначение качества присваивается таким монетам, при чекане которых технология пруф была соблюдена не в полной мере. По некоторым данным, пруфом называют лишь качество чекана монет из драгоценных металлов, всё остальное — пруф-лайк.
- Реверс фростед (англ. reverse frosted) — это тот же пруф, но с обратным расположением матовых элементов. При таком способе чеканки рисунок монеты делается зеркальным, при этом всё остальное поле остаётся матовым.